Руководство к директивам ЕК о защите прав пассажиров в ситуации распространения пандемии коронавируса
Оглавление
УВЕДОМЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ
Руководство к директивам Европейской комиссии (ЕК) о защите прав пассажиров в ситуации распространения пандемии коронавируса
18 марта 2020 года, Брюссель, C(2020) 1830
Европейская транспортная индустрия и пассажиры серьезно пострадали от пандемии коронавируса.
Государственные меры по сдерживанию пандемии коронавируса, такие как ограничения переездов и установление запретных и карантинных зон, еще раз подтверждают высокую степень влияния пандемии на работу транспортного сектора. Сложившаяся ситуация оказалась стрессовой для пассажиров, вынужденных отменять или воздерживаться от поездок.
Европейский Союз (ЕС) – это единственное объединение стран, где предусмотрена полная защита прав пассажиров, путешествующих любым видом транспорта: воздушным, железнодорожным, автобусным, автобусным или морским.
Учитывая беспрецедентную ситуацию, сложившуюся в Европе из-за вспышки коронавируса, Европейская Комиссия считает необходимым еще раз напомнить о правах пассажиров, путешествующих воздушным, железнодорожным, автобусным или морским транспортом, а также о соответствующих обязательствах компаний-перевозчиков.
ЦЕЛЬ
Целью настоящего руководства является разъяснение порядка применения отдельных директив ЕК о защите прав пассажиров в условиях пандемии коронавируса, в частности, при отменах и задержках рейсов.
Руководство является дополнением к отдельным положениям, ранее опубликованным Европейской Комиссией, и соответствует их толкованию Европейским Судом.
Руководство касается следующих директив о правах пассажиров:
- Директива (ЕК) № 261/2004 Европейского парламента и Европейского совета от 11 февраля 2004 года об общем порядке компенсации и оказания содействия пассажирам в случае отказа в посадке на борт, отмены или длительной задержки рейсов, отменяющая Директиву (EЭС) № 295/912
- Директива (ЕК) № 1371/2007 Европейского парламента и Европейского совета от 23 октября 2007 года о правах и обязанностях пассажиров железнодорожного транспорта;
- Директива (ЕК) № 1177/2010 Европейского парламента и Европейского совета от 24 ноября 2010 года о правах пассажиров, путешествующих морским или внутренним водным транспортом и поправках к Директиве (ЕС) № 2006/20044,
- Директива (ЕК) № 181/2011 Европейского парламента и Европейского совета от 16 февраля 2011 года о правах пассажиров автобусного транспорта и поправках к Директиве (ЕС) № 2006/20045.
Настоящее руководство не затрагивает Директиву (ЕК) 2015/2302 о туристических пакетах и связанных с ними поездками.
РУКОВОДСТВО В СООТВЕТСТВИИ С ВИДОМ ТРАНСПОРТА
Право выбора между возмещением стоимости билета и изменением маршрута
В четырех Директивах объединены положения, касающиеся отмен или отдельных случаев задержек рейсов.
В условиях пандемии коронавируса пассажир имеет право на «наиболее оптимальное» изменение маршрута. Транспортные компании могут счесть невозможным доставку пассажира в требуемый пункт назначения через изменение маршрута. Кроме того, в некоторых случаях транспортной компании требуется определенное время для проверки возможности изменения маршрута, например, в случае временной приостановки государством-членом ЕС воздушных, железнодорожных, автобусных, морских и речных перевозок из отдельных стран мира.
В отдельных случаях поиск «наиболее оптимального» изменения маршрута может занять значительное время с сохранением высокой степени неопределенности возможности такого изменения, поэтому пассажир может выбрать более приемлемые варианты компенсации, такие как возмещение стоимости билета или изменение маршрута «по выбору пассажира». Ниже приводится подробное разъяснение особенностей такого выбора для каждого вида транспорта.
Невозможность или отмена поездки.
Директивы ЕК о правах пассажиров не затрагивают случаи, когда пассажир не может совершить поездку или отменяет поездку по собственной инициативе. В этих случаях возмещение стоимости билета зависит от типа билета (с правом возмещения стоимости, перебронирования), а также от условий и правил, установленных транспортной компанией. Пассажирам, отказавшимся от поездки (или утратившим право на поездку) из-за пандемии коронавируса, транспортные компании предлагают ваучеры, позволяющие бронировать более поздние рейсы той же компании согласно установленному ею расписанию.
Отдельно рассматриваются случаи отмены рейса и предложения ваучера с исключением возможности выбора между возмещением стоимости билета и изменением маршрута. Предложение ваучера не отменяет право пассажира на возмещение стоимости билета.
Особые национальные правила, принятые отдельными государствами в связи с пандемией коронавируса
В ситуации распространения пандемии коронавируса ряд стран принял национальные правила компенсации, согласно которым авиакомпании обязаны возмещать стоимость билетов или выдавать ваучеры пассажирам, которые не смогли воспользоваться неотмененным рейсом авиакомпании. Принятые в отдельных странах национальные правила не подпадают под действие директив ЕК о правах пассажиров, поэтому не рассматриваются в настоящем руководстве.
ПРАВА АВИПАССАЖИРОВ (ДИРЕКТИВА (ЕК) № 261/2004)
Информирование пассажиров
Директива (ЕК) № 261/2004 не содержит отдельных положений, касающихся случаев отмены или задержки рейсов. Однако пассажир имеет право на компенсацию, если перевозчик заблаговременно не уведомил пассажира об отмене рейса. Ниже перечислены варианты такой компенсации.
Право на возмещение стоимости билета или изменение маршрута
Согласно Статье 5, в случае отмены рейса (независимо от причины), авиакомпания обязана предложить пассажиру следующие варианты компенсации:
а) возмещение (возврат) стоимости билета;
б) «наиболее оптимальное» изменение маршрута
в) изменение маршрута на более позднюю дату вылета «по выбору пассажира».
При раздельном бронировании рейса «в место назначения» и рейса «обратно», и в случае отмены рейса «в место назначения», пассажир имеет право на возмещение стоимости билета на отмененный рейс, в данном случае, рейс «в место назначения».
В случае одновременного бронирования рейсов в оба направления («в место назначения и обратно»), включая выполнение таких рейсов разными авиакомпаниями, авиакомпания обязана предложить пассажиру два варианта компенсации:
В случае отмены рейса «в место назначения», пассажиру может быть предложено возмещение всей стоимости билета (на рейсы в оба направления) или перебронирование на другой рейс «в место назначения» (руководство, пункт 4.2).
В условиях вспышки пандемии коронавируса поиск «наиболее оптимального» изменения маршрута и информирование пассажиров о самой возможности такого изменения могут задерживаться из-за высокой степени неопределенности.
Статья 5 Директивы (ЕК) № 261/2004 должна применяться с учетом сложившейся ситуации. Однако, в любом случае необходимо:
Во-первых, при отказе от возмещения стоимости билета и выборе изменения маршрута информировать пассажира о задержках и / или неопределенности, связанных с таким выбором.
Во-вторых, при выборе пассажиром «наиболее оптимального» изменения маршрута считать, что авиакомпания выполнила свое обязательство по информированию пассажира, если она своевременно предоставила информацию о рейсе для изменения маршрута.
Право на обслуживание
В соответствии со Статьей 9 Директивы, в случае отмены рейса, авиакомпания обязана предоставить пассажирам бесплатное обслуживание. Такое обслуживание включает в себя предоставление питания и напитков в количестве, соответствующем времени вынужденного ожидания рейса, а также предоставление места временного проживания и доставку пассажиров до места временного проживания. Кроме того, в соответствии с Директивой 1107/20069, аэропорты должны оказывать помощь пассажирам-инвалидам и пассажирам с ограниченной возможностью передвижения.
Стоит напомнить, что в случае выбора возмещения полной стоимости билета пассажир теряет право на обслуживание. Пассажир также теряет право на обслуживание в случае изменения маршрута «по выбору пассажира» (Статья 5 (1) (b) в сочетании со Статьей 8 (1) (с)).
Право пассажира на обслуживание сохраняется в течение ожидания рейса, выбранного для «наиболее оптимального» изменения маршрута (Статья 5 (1) (b) в сочетании со Статьей 8 (1) (b)).
Главной целью Директивы является должное удовлетворение потребностей пассажиров, ожидающих обратного рейса или информации о возможности изменения маршрута. В каждом конкретном случае уровень обслуживания оценивается по потребностям пассажиров в сложившейся ситуации и соразмерности объема обслуживания времени ожидания. Право на обслуживание сохраняется вне зависимости от стоимости билета и длительности причиненного неудобства (руководство, пункт 4.3.2).
В соответствии с Директивой, авиаперевозчик обязан обеспечить обслуживание пассажиров даже в случае отмены рейса по причине возникновения не зависящих от него чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля.
Статья 5(3) Директивы содержит определение «чрезвычайных обстоятельств» и не выделяет «особо чрезвычайные обстоятельство» в отдельную категорию. Согласно Статье 9 Директивы, обязательства авиаперевозчика перед пассажирами сохраняются в полном объеме в течение длительного времени. При наступлении таких обстоятельств пассажиры нуждаются в особой юридической защите своих прав. Целью Директивы, наиболее полно отраженной в Статье 8 (1) (b), является обеспечение надлежащего обслуживания пассажиров, в частности, вынужденных ожидать решения об изменении маршрута.
Право на компенсацию
Для отдельных случаев Директива 261/2004 предусматривает компенсацию в форме выплаты фиксированной суммы. Это не относится к рейсам, отменённым более чем за 14 дней до их отправки по причине наступления «чрезвычайных обстоятельств», не зависящих от авиаперевозчика.
Комиссия считает, что характер мер, применяемых государством по сдерживанию пандемии не позволяет контролировать или интегрировать их в обычный процесс работы авиакомпаний. Согласно Статьи 5 (3), пассажир утрачивает право на компенсацию при отмене рейса по причине «чрезвычайных обстоятельств», предотвратить которые невозможно даже после принятия авиакомпанией всех возможных превентивных мер.
Положения этой статьи применяются при запрете государством определенных авиарейсов или иного передвижения людей, де-факто исключающее использование таких авиарейсов.
Положение этой статьи применяется при отмене рейса в ситуации, когда запрет на авиаперелеты не распространяется на группы пассажиров, сохраняющих право на авиаперелеты (например, граждане или резиденты отдельных государств).
Если ни один пассажир такой группы не воспользуется авиарейсом, то авиарейс может оказаться пустым, если не будет своевременно отменен. Авиакомпании могут исключить долгое ожидание появления такого пассажира и своевременно отменить авиарейс (даже не проверяя право пассажиров на авиаперелет) в качестве организационной меры, связанной с выполнением обязательств авиакомпании по обслуживанию пассажиров. В подобных случаях и в зависимости от обстоятельств отмена авиарейса может также рассматриваться как решение, «вызванное» действиями государственных органов. Также, в зависимости от обстоятельств, это обоснование может применяться в отношении рейсов, рассматриваемых как альтернативные тем рейсам, которые напрямую подпадают под запрет на передвижение людей.
Если авиакомпания решает отменить рейс, оправдывая свое решение защитой здоровья экипажа, такая отмена рассматривается как решение, «вызванное чрезвычайными обстоятельствами».
Приведенные выше разъяснения не являются и не могут быть исчерпывающими, поскольку прочие неупомянутые здесь обстоятельства, связанные с пандемией коронавируса, могут также подпадать под действие Статьи 5 (3).
© Перевод с английского языка подготовлен редакцией портала kompensacija.ru. Охраняется по закону о защите авторских прав. Копирование текста без активной гиперссылки на сайт kompensacija.ru запрещено.
Если Вам нужна помощь в возврате денег за билет европейской авиакомпании на основании решения Европейской комиссии, то рекомендуем сервис Compensair.
Мы покупали билеты авиакомпании Lufthansa через билетик .ру в Париж туда на 18.082020 и обратно на 28. 08 2020 -2 билета . Они отказываются возвращать деньги и отправляют нас в авиакомпанию Lufthansa. А авиакомпания Lufthansa отсылает нас на билетик .ру . Что нам делать
Имеет ли право etihad airways отказать в возрате денег за отмененный рейс из-за could 19?
[email protected]
Нам не возвращают 8 билетов на группу детей.Мы не смогли вылететь в Берлин 6 мая на Аэр Балтике.Билеты покупали через Супер сэвэр.Всё ждём,что делать?? Это же воровство…Дети летели на фестиваль.
Где 95тысяч ???