Западные санкции провоцируют массовые задержки рейсов в РФ и сокращение флота российских авиакомпаний
Авиакомпания Red Wings в понедельник, 14 августа, обратилась к коллегам из а/к «Икар» с запросом на предоставление дополнительного борта для выполнения задержанных рейсов из Екатеринбурга в Анталью и обратно. Два Boeing-777, использовавшихся для полетов по соответствующему маршруту, вышли из строя. Проблемы с исправностью западных самолетов также испытывают Smartavia, S7 и остальные отечественные эксплуатанты.
Виной всему – антироссийские санкции, введенные США и ЕС сразу после начала СВО на Украине. Отсутствие доступа к запчастям, компонентов и оборудованию для лайнеров Airbus и Boeing затрудняет качественное обслуживание воздушных судов и гораздо чаще приводит к техническим неполадкам.
Проблему признают в Ростехе, руководство которого предупредило Владимира Путина о рисках потери отечественными перевозчиками остающихся в их распоряжении машин иностранного производства. Процесс, по словам корпорации Сергея Чемезова, может стать необратимым уже с 2025 года.
Попытки проводить техобслуживание западных самолетов в Иране имеют лишь частичный эффект. Для продления работоспособности Airbus и Boeing отечественные перевозчики зачастую вынуждены прибегать к т.н. «каннибализации» части лайнеров. Полученные в результате разборки машин запчасти и комплектующие применяются для текущего ремонта работоспособных машин.
Исправить ситуацию, по словам Чемезова, может наращивание объемов сборки самолетов российского производства из отечественных компонентов. Однако пока темпы откровенно хромают.
По информации Росстата, за I полугодие 2023 года в РФ были выпущены всего два крупных гражданских самолета. Один из них был собран в феврале, а второй – в июне. Производство SSJ-100 отстает от запланированных показателей в три раза. Вследствие сложностей с поставками импортных компонентов корпорация “Иркут” сможет выпустить только 6 самолетов вместо изначально запланированных 19. Запуск сборочной линии для региональных Ил-114-300 отложен на неопределенный срок.
Аналитики Oliver Wyman, между тем, прогнозируют потерю российскими авиакомпаниями 50% остающихся «на крыле» 736 лайнеров к 2026 году.