В сервисе Compensair рассказали о работе в период пандемии
Пандемия COVID-19 и спровоцированные ею запреты на международное сообщение больно ударили по авиакомпаниям, принесли массу неудобств пассажирам и внесли коррективы в работу занимающихся защитой прав потребителей сервисов и организаций. О деятельности известного защитой прав пассажиров ресурса Compensair в условиях изменившегося посткоронавирусного мира журналистам biz360 рассказал его глава Роман Гильманов. Основные тезисы из его интервью портал kompensacija.ru приводит в данной статье.
Оглавление
Переориентация с «выбивания» компенсаций на взыскание уплаченных за билет средств
Изначально Compensair специализировался на истребовании оговоренных в законодательстве ЕС компенсаций за отмену/задержку рейсов. Размер прописанного в законах Евросоюза возмещения за непунктуальность – от €250 до €600. Допустившие сбои перевозчики либо добровольно возвращали уплаченные за билет деньги, либо обеспечивали доставку пассажира в пункт назначения.
Иными словами, в докоронавирусную эпоху взысканные с перевозчиков компенсации рассматривались пассажирами в качестве такого себе «дополнительного дохода».
За помощь в истребовании оного Compensair взимал комиссию в размере 30% исключительно при успешном для заказчика решении вопроса.
В период повсеместного закрытия границ ситуация изменилась: перевозчики, вместо предусмотренного законом возврата денег за билет, начали навязывать пассажирам неликвидный мусор вроде всевозможных ваучеров, сертификатов, контрамарок, миль и т.п. Особо изобретательные участники рынка и вовсе додумались до никогда невиданных прежде «внутренних депозитов».
Пассажиров, лишившихся из-за жесткого карантина значительной части доходов, такая ситуация не устроила и они начали искать способы возврата уплаченных за несостоявшиеся поездки денег.
В результате Compensair и его коллеги по взыскательной отрасли начали получать письма с просьбой оказать помощь в возвращении хотя бы стоимости билета. Работа в этом направлении обернулась снижением доходов.
Снижение доходов
Морального права требовать с одураченных авиакомпаниями пассажиров прежнюю комиссию величиной 30% защитники прав потребителей не имели морального права. В результате было принято решение снизить размер вознаграждения в район 10-25% от суммы взысканных с перевозчиков средств. При этом затраты на юридическую помощь и участие в судебных разбирательствах остались на прежнем уровне.
Частично исправить ситуацию помогло сокращение ряда работавших удаленно консультантов.
Также было принято решение предложить клиентам т.н. «лотерейный вариант». Его суть – уплата 10-15 евро наперед. Если взыскание денег с авиакомпании проходит успешно, то никаких дополнительных комиссий сверх уплаченной суммы с клиента взиматься не будет. Не желающие рисковать пассажиры по-прежнему могут согласиться на вариант, предполагающий взимание комиссионных исключительно при положительном для пассажира исходе разбирательства.
Ситуация с внутрироссийскими рейсами
В России деятельность Compensair сопряжена с дополнительными сложностями.
Основные из них
- отсутствие в национальном законодательстве понятия «форс-мажор»;
- мощные лоббистские возможности перевозчиков (под влиянием последних власти де-факто разрешили авиакомпаниям бесплатно пользоваться деньгами клиентов в течение трех лет);
- гораздо большие, в сравнении с ЕС и США, затраты на участие в судебных процессах;
- имеющая место ангажированность отдельных служителей Фемиды.
Тем не менее, ряд российских судов, особенно в провинциях, не стесняются наказывать перевозчиков за отказ возвращать деньги за отмененные в период карантина рейсы. Так, суды Ангарска и Чебоксар обязали авиакомпании S7 Airlines и «Победа» не только возместить стоимость проездных документов, но и выплатить оговоренные в отечественном законодательстве компенсации за наём адвоката, причиненный моральный ущерб и отказ урегулировать претензии в досудебном порядке.
В результате наложенные на перевозчиков обязанности в несколько раз превысили суммы исковых требований (так, «Победа» заплатит свыше ₽78 000 вместо ₽33 340, а S7 Airlines вынуждена будет раскошелиться сразу на ₽120 000).
Появившиеся по результатам вынесенных решений судебные прецеденты облегчат разбирательства в дальнейшем. Ознакомиться с деятельностью сервиса Compensair можно на его официальном сайте.