Компенсация за задержку рейсов возрастет в десятки раз, но для ее получения придется попотеть
Россия позавчера официально вошла в число стран, поддержавших юрисдикцию Монреальской конвенции об авиационных перевозках. Для пассажиров это означает возможность увеличения суммы компенсаций за
- задержку и отмену рейсов (причем как регулярных, так и нерегулярных);
- потерю, утрату и несвоевременную доставку багажа;
- необходимость повторного бронирования билетов (овербукинг);
- иные нарушения со стороны авиакомпании.
Нормы документа также позволяют судиться с перевозчиком “на своей территории” (а не в месте регистрации оного). Позитивные для российской летающей публики правила будут действовать только на международных авиалиниях. На рейсах внутри страны размеры компенсаций останутся прежними.
Основные нормативы Монреальской конвенции в цифрах
- за повреждение, уничтожение, утерю или несвоевременную доставку багажа авиакомпании предстоит раскошелиться на 1 000 СПЗ* или Ք83 000 (вместо нынешних Ք600 за кило для багажа и Ք11 000 за кило ручной клади в случае невозможности установления точной стоимости поврежденного/утраченного имущества);
- возмещение за задержку рейса – 4150 СПЗ (около Ք344 000) за каждый час ожидания вместо нынешних Ք1975 (25% МРОТ, но не более половины от стоимости билета);
- компенсация за гибель клиента – до 100 000 СПЗ (Ք8,3 млн) вместо действующего в РФ максимума в Ք2 млн.
*СПЗ (специальные права заимствования, англ. SDR, акроним от Special Drawing Rights) – искусственное платежное средство, рассчитываемому на основе корзины валют США, Великобритании, КНР, ЕС и Японии, текущий курс которого равен Ք83,00 (данные на 21 августа).
Монреальская конвенция – акт прямого действия, для применения которого не нужно принимать отдельные законы. Вместе с тем, фиксированные суммы компенсаций применительно к каждому случаю нарушения прав пассажиров в документе не прописаны.
– Принятие документа – это, безусловно, благо для пассажиров, поскольку повышает верхние пределы ответственности авиакомпаний до Ք330 000 в отношении каждого пассажира (4150 СПЗ, – ред.) Подавать претензии можно в течение двух лет со дня выполнения перевозчиком не устроившего пассажиров рейса, – отмечают специалисты специализирующегося на “выбивании” возмещения с авиакомпаний сервиса Compensair.
Участники федерального рынка воздушных пассажироперевозок платить такие суммы не готовы. Так, представители “Аэрофлота” заявили, что пассажирам предстоит доказывать факт нанесения ущерба от задержки рейсов в суде.
В Compensair подтверждают озвученные “Аэрофлотом” сведения.
– Пассажирам предстоит требовать покрытия убытков и выплаты компенсации через суд (при этом желательно не ограничивать требования возмещения расходов на еду, билеты или гостиничный номер). Кардинально, по большому счету, ничего не изменилось – ущемленные перевозчиками права, как и ранее, придется отстаивать в судебном порядке. Единственные выгоды, на которые можно сейчас рассчитывать – предоставление адекватной компенсации за овербукинг и повышение штрафа за задержку, размер которого ныне составляет мизерные Ք25,00 за час “простоя”. Такие изменения произойдут, в лучшем случае, в 2018 году, – предупредили представители Compensair.