Как получить компенсацию за отмену рейса Ryanair
Стартовавшая 10 августа в соответствии с планами профсоюзов забастовка Ryanair (400 аннулированных рейсов, 55 000 пострадавших пассажиров) порождает закономерные вопросы о степени виновности администрации лоукостера в случившемся и правомерности истребования компенсаций с перевозчика.
Ответы на этот счет приведены ниже.
Виновно ли, с точки зрения закона, руководство Ryanair в пятничных протестах?
Да. Верховный суд ЕС ранее разъяснял правомерность применения термина «форс-мажор» к забастовкам. В соответствии с вынесенным вердиктом, протестные акции подпадают под определение «обстоятельства непреодолимой силы» в случае, если участниками стачки являются сотрудники не связанных с авиакомпаниями организаций (воздушные диспетчера, работники наземных служб аэропортов и т.д.)
В разъяснительной части вердикта служители европейской Фемиды акцентировали внимание на то, что у руководства перевозчиков, персонал которых решился на крайние меры, имеются все возможности для урегулирования спорных моментов.
Случай с сегодняшней забастовкой пилотов Ryanair подпадает под нормы Меморандума №261/2004 в части, качающейся правомерности истребования компенсаций. Иными словами, пассажиры аннулированных вследствие состоявшихся 10 августа протестов рейсов могут требовать с компании выплаты возмещения, вкупе с предоставлением билета на альтернативные рейсы либо возвращением средств за неиспользованный проездной документ.
Сколько можно получить с Ryanair?
От €250 до €600, в зависимости от расстояния сорванной поездки.
Реально ли заставить Ryanair выплатить компенсацию?
Теоретически – да, на практике – вряд ли (за состоявшиеся 25-26 июля протесты перевозчик должен выплатить компенсаций на, как минимум €25 млн, за сегодняшнюю акцию – минимум €13,75 млн*). Платить €38,5 млн за три дня протестов ни один находящийся в здравом уме бизнесмен не захочет. Соответственно, перевозчик будет всячески затягивать процесс выплаты возмещения.
Неготовность Ryanair добровольно выплачивать компенсации косвенно подтверждает и аналитик специализирующегося на «выбивании» возмещений с перевозчиков агентства En-Collectivo Жиего Маранья.
– Согласно регламенту №261/2004, истребовать деньги на сумму, превышающую стоимость билета, достаточно затруднительно. В упомянутом документе говорится лишь о компенсациях, обусловленных отменой или длительной задержкой рейса. В рамках нашего проекта мы требуем возврата средств за упущенную прибыль и моральный ущерб, пытаясь заставить Ryanair и другие компании возмещать убытки пассажирам, которым не был предложен альтернативный вариант перелета. Такие требования абсолютно обоснованны – перевозчики обязаны искать запасные варианты. Факт возврата денег за отмененный вследствие забастовки билет не решает вопрос возмещения финансовых потерь в полной мере, – пояснил эксперт.
*Сумма финансовых потерь Ryanair рассчитана путем умножения предусмотренной законами ЕС минимальной компенсации в €250 на число не попавших в места назначения пассажиров.