Эксперты рассказали, как оформить возврат средств за несостоявшиеся из-за санкций поездки и перелеты за границу
В России растет количество жалоб на трудности с взысканием стоимости путевок и билетов за несостоявшиеся из-за санкций туры и перелеты за границу, информирует «КоммерсантЪ» со ссылкой на несостоявшихся путешественников и представителей Роспотребнадзора.
Иностранные авиакомпании, пожелавшие сохранить нормальные отношения с российской клиентурой, заявляют о невозможности зачислить деньги на «пластик» Visa, MasterCard и «МиР» из-за введенных коллективным Западом ограничений на переводы. Сохранившие совесть перевозчики пытаются изыскать возможности рассчитаться с пассажирами аннулированных рейсов, однако зачастую процесс растягивается на несколько месяцев. Некоторые воздушные операторы предпочли банально «кинуть» российских клиентов на деньги, пояснил опрошенный журналистами «Ъ» Федор Вирин из Data Insight.
По его словам, клиентам работающих в онлайне туристических агентств возвращать средства гораздо тяжелее, нежели авиакомпаниям.
– Потребители требуют обеспечить полный возврат средств, однако даже добропорядочные трэвел-агенты не могут предоставить такой возможности из-за значительного количества посредников, каждый из которых норовит взыскать комиссию, – пояснил эксперт.
В оправдание турагентов Вирин заявил, что их доходы с каждой проданной путевки не превышают нескольких сотен рублей. Бизнес-модель таких субъектов коммерческой деятельности базируется на значительном количестве клиентов. Сейчас трэвел-агенты вынуждены чуть ли не нищенствовать из-за кратного падения спроса на европейские курорты, доставка на которые в подавляющем большинстве случаев выполнялась «на крыльях» зарубежных авиакомпаний.
Вал заявок на возврат вынуждает агентов изворачиваться и принимать непопулярные решения (сокращать персонал, минимизировать расходы, использовать чат-боты вместо колл-центров и т.д.)
Для ускорения возврата средств с трэвел-агентов и зарубежных перевозчиков опрошенные «Ъ» юристы рекомендуют
- подавать иски в российские суды с требованием о взыскании денег с иностранных перевозчиков и турагентов;
- привлекать к судебным баталиям специалистов Роспотребнадзора и писать жалобы надзорному органу с просьбой повлиять на нерадивых участников рынка;
- пользоваться механизмом чарджбэка (требовать от банка-эмитента платежной карты отмены проведенного платежа и возврата денег отправителю).