Отмена рейса в Украине – как вернуть деньги за билет
Авиакомпании в Украине отказываются возвращать деньги за отмененные в период карантина рейсы. Предлагаемая ими альтернатива – ваучер с правом обмена на билеты – устраивает далеко не всех. В этом обзоре будем говорить о способах принудить перевозчиков к возврату денег.
Свои рекомендации на этот счет озвучил глава юридического агентства Kinstellar Алексей Бурчевский.
Предложенный юристом алгоритм действий
- Подать претензию перевозчику с требованием вернуть деньги за билет (проще всего отправлять такого рода документ через специальную форму на сайте перевозчика; альтернативный вариант – заказным письмом с уведомлением о вручении).
- Ждать ответа в течение месяца-полутора и, при отсутствии оного, готовить жалобу в Госавиаслужбу (юристы рекомендуют «бомбардировать» регулятора такого рода заявлениями как можно чаще и не стесняться отправлять повторные жалобы).
- Обращаться в суд, не дожидаясь ответа Госавиаслужбы, в случае появления в СМИ информации о подготовке перевозчика к банкротству.
Подача исковых заявлений с требованием о возврате денег за билет в Украине, по словам Бурчевского, осуществляется бесплатно.
– Иски, касающиеся защиты прав потребителей, освобождаются от судебного сбора, – пояснил юрист.
На этой стадии большинство авиакомпаний сами начинают «охоту» на клиента с целью урегулировать вопрос, не доводя дело до судебных разборок. Причина такой сговорчивости – желание избежать штрафов, размеры которых подчас оказываются довольно болезненными для участников рынка. В исключительных случаях судебные исполнители могут наложить арест на имущество перевозчиков.
Если обращение в Госавиаслужбу остается без надлежащей реакции со стороны ведомства, Бурчевский рекомендует писать жалобы на бездеятельность регулятора в прокуратуру.
– Визит работников надзорного органа резко повышает работоспособность и исполнительность персонала воздушного регулятора, – отмечает эксперт.
Аналогичные действия необходимо предпринимать в случае недопуска на борт под надуманным предлогом (овербукинг), необоснованном отказе в перелете и прочих нарушениях со стороны авиакомпаний.
В случае, если украинский перевозчик допустил нарушение в отношении пассажиров европейского рейса, юристы рекомендуют требовать компенсацию в соответствии с законами ЕС (образец жалобы на английском доступен на сайте Еврокомиссии). В этом случае клиент может не только вернуть деньги за несостоявшийся перелет, но и получить дополнительный “бонус” величиной от 250 до 600 евро. В случае затруднений с самостоятельной подачей жалобы можно обратиться в специализированные сервисы по защите прав пассажиров, такие как Compensair.
Идти на поводу у авиакомпаний и соглашаться на предложение перенести перелет на другую дату, по словам юристов, совершенно необязательно.
– Пассажир имеет право отказаться от такой альтернативы и настаивать на возврате денег в случае, если рейс отменен по вине перевозчика, – отмечает специализирующийся на авиационных спорах юрист Андрей Гук.
Если же полетная программа аннулирована вследствие форс-мажора, на перенос даты вылета нужно соглашаться, добавил он.
Столкнулись с отменой рейса из-за коронавируса и
авиакомпания вместо денег предлагает ваучер или отсрочку? Поможем вернуть деньги за билет!
Turkish Airlines в связи с коронавирусом предлагает бесплатную смену даты путешествия для рейсов с вылетом до 31 мая 2020 года, которые приобретены до 12 марта. Если вы купите билет до 31 марта, вам будет доступна опция отмены перелета с полным возвратом средств или сохранение билета с открытой датой в Китай, Ирак, Южную Корею, Азербайджан,Саудовскую Аравию, Монголию, Израиль и европейский страны (Германия, Франция, Испания, Норвегия, Дания, Бельгия, Австрия, Швеция, Нидерланды). Но решение о переносе полета надо принять до 31 мая. Также возврат денег возможен за сорванные полеты в период действия карантина в Косово, Казахстан и Украину.