Основные права пассажиров при задержке рейса в Украине
Уходящий год в Украине ознаменовался чередой скандалов, связанных с нарушением прав авиапассажиров. Самые вопиющие нарушения – недопуск на борт без объяснения причин (овербукинг), необоснованный перенос рейсов на более поздний срок и аннулирование полётных программ. Цель настоящей публикации – напомнить пассажирам из Украины об их базовых правах. Перечислением оных занимались специалисты специализирующегося на судебных тяжбах с перевозчиками сервиса AirHelp.
Право на обслуживание
Перенос рейса на 2 и более часа обязывает авиакомпанию бесплатно обеспечить пассажиров напитками, едой и доступом к средствам коммуникации (телефону и интернету для совершения двух звонков и отправки такого же количества SMS и электронных писем).
Право на ожидание вылета в гостинице
Перенос вылета на значительный промежуток времени (6-8 часов, в зависимости от времени суток) обязывает украинского или иностранного авиаперевозчика озаботиться размещением пассажиров в отеле. Доставка людей из аэропорта к месту временного пребывания и обратно должна быть произведена за счет допустившего сбой в расписании воздушного оператора.
Право на должное обращение с перевозимым имуществом
Авиакомпания, допустившая повреждение, недостачу и потерю перевозимого имущества, обязана компенсировать причиненные потери. Столкнувшемуся с такой ситуацией пассажиру необходимо сразу же сообщить о понесенном ущербе на стойке регистрации багажа и зафиксировать претензии в соответствующем акте. Следующий шаг – подача требования о выплате компенсации непосредственно перевозчику или привлечение специалистов Compensair для улаживания всех связанных с выплатой возмещения нюансов.
Право на должное обращение с животными
«Братья наши меньшие», как правило, перевозятся в багажном отсеке. Отдельные авиакомпании позволяют перевозить мелких питомцев в салоне. Представители авиакомпании не имеют права требовать размещения транспортируемых в режиме ручной клади животных под сиденьем.
Право на компенсацию в случае травмы и иного физического ущерба
Травмированные по вине авиакомпании пассажиры, согласно обновленным нормам Монреальской конвенции могут рассчитывать на получение финансовой компенсации в размере до $138 000. Доказывать факт причинения вреда здоровью придется в суде страны фактического проживания пассажира.
Право на денежную компенсацию при овербукинге, задержке или отмене рейса
Многие авиакомпании Украины (например, МАУ) сознательно продают большее, по сравнению с фактической вместимостью воздушного судна, количество билетов. Делается это с целью максимизации прибыли в расчете на неприбытие ряда пассажиров на рейс. Если же на регистрацию приходят все владельцы проездных документов, персонал перевозчика отказывает «лишним» пассажирам в перевозке по надуманным причинам. «Отказники» имеют право на получение денежного возмещения (250-600 евро на европейских рейсах) и полный возврат уплаченных за билет средств. Кроме того, перевозчик обязан предложить столкнувшемуся с овербукингом пассажиру путешествие другим рейсом.
Пассажиры отмененных и задержанных по вине авиакомпаний рейсов имеют право на компенсацию причиненного перевозчиком ущерба. Максимальный размер оной на европейских маршрутах составляет 600 евро. Проверить сумму возмещения по своему направлению можно здесь.
Право на вежливое обращение
Авиакомпания не имеет права отказать в перевозке лицам с ограниченными возможностями. Дискриминация человека на основании имеющейся у него инвалидности категорически недопустима. Повинные в этом авиакомпании привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.
Право на истребование причиненного авиакомпаниями ущерба
Любое игнорирование перевозчиками прав пассажиров карается по закону. Самый действенный способ наказать авиакомпанию за упомянутые в настоящем обзоре нарушения – финансовый. При истребовании денежной компенсации, в зависимости от ситуации, можно ссылаться на Монреальскую конвенцию, европейское законодательство или законы вовлеченных в полетную программу государств. «Выбивать» возмещение можно самостоятельно либо с привлечением третьих лиц (адвокатов или специалистов специализирующихся на отстаивании прав пассажиров сервисов, например, Compensair).