Сервисы взыскания компенсаций от авиакомпаний: как это работает

Опубликовано 2.02.2018

На российский рынок массово входят зарубежные стартапы, позиционирующие себя в качестве онлайн-помощников пассажиров авиакомпаний. Деятельность таких сервисов, самыми известными из которых считаются AirHelp, Compensair, ClaimCompass и Refund.me, сводится к взысканию компенсаций с задерживающих авиарейсы компаний за процент от суммы истребованного вознаграждения (25-35%). По уверениям представителей данных организаций, для инициирования взыскания компенсации достаточно иметь смартфон с установленным фирменным приложением стартапа. Благодаря этому, «запустить процесс» можно непосредственно в аэропорту, «по горячим следам».

Мнения отечественных юристов и отраслевых экспертов относительно эффективности упомянутых сервисов разделились: одни специалисты заявляют о практически нулевой действенности означенных стартапов в российских реалиях, другие призывают «дать шанс» защищающим интересы пассажиров организациям проявить себя.

compensair сервис по взысканию компенсации

Алгоритм работы сервисов по получению компенсаций с авиакомпаний в Европе:

  • вход на головную страничку избранного сервиса;
  • заполнение заявки с указанием ФИО, номера рейса, длительности его задержки и прочих имеющих отношение к перелету сведений;
  • анализ сервисом предоставленной информации и вынесение решения о шансах на успешное истребование компенсации;
  • работа юристов сервиса с авиакомпанией (оплата услуг нанимаемых сервисом адвокатов производиться исключительно при условии позитивного для пассажира решения вопроса путем вычета 20-35% от суммы возмещения в процессе перевода денег на указанные клиентом реквизиты).

Иными словами, при отсутствии успеха пассажиру ничего платить не нужно. На руки заявитель получит 70-75% от суммы истребованного с авиаперевозчика возмещения.

Российские эксперты признают, что в странах ЕС, с четко отрегулированной отраслевой законодательной базой, пострадавшие от авиакомпаний путешественники имеют реальный шанс на получение компенсации. Подтверждением эффективности обсуждаемых стартапов является внушительный стаж работы старейших из них (5-10 лет). В России же адекватной правовой базы, сопоставимой с европейским законом 261/2004, до сих пор нет.

— Все эти стартапы работают в ЕС, где связанные с внутренними авиарейсами спорные ситуации регулируются законом 261/2004. Шансы на получение денежной компенсации имеются лишь в случае, когда задержка/отмена рейса состоялась по вине перевозчика. При этом юристы авиакомпаний без особых проблем отметают большинство претензий ссылками на непогоду, забастовки и прочие форс-мажоры, — поясняют юристы агентства «Персона Грата».

В компании сомневаются, что обсуждаемым сервисам удастся «раскрутить» российских чартерных перевозчиков (на долю которых приходится подавляющее большинство сбоев в расписании) на более-менее значимые суммы.

— Исключением могут стать случаи очевидного причинения убытков, такие как овербукинг или банкротство перевозчика. Однако если авиакомпания прекратила деятельность, взыскать компенсацию с «нулевого» счета будет практически невозможно, — уточняет представитель ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов.

По его словам, в основе обсуждаемых стартапов лежат технологичные платформы с системами GDS и функциями автоматической проверки по ID-номеру электронного билета.

— Такие платформы функционируют по принципу «больших чисел»: заваливание авиакомпании колоссальным количеством жалоб, которые, в конце концов, надоедают. Тогда перевозчик для того, чтобы «отцепиться» от надоедливых стартапов, удовлетворяет отдельные претензии или же пытается откупиться бонусными баллами, скидками и прочими «плюшками». Следует понимать, что авиакомпании так же «автоматически» рассылают отписки на претензии; в ручном режиме рассматриваются лишь ситуации, связанные с причинением реальных убытков пассажирам (опоздание на стыковочный рейс или какое-то важное мероприятие, самостоятельная оплата клиентами отелей на время ожидания задержанного рейса и т.д.), – продолжают юристы «Персона Грата».

Обильное количество жалоб на конкретного перевозчика может заинтересовать авиационные власти ЕС. Во избежание этого, часть заявок на выплату компенсации удовлетворяется, снижая тем самым «градус напряженности».

— Важно понимать, что эти механизмы в Европе давно налажены, а у нас – нет, — разъясняет Мохов.

По его словам, никакой сервис на возьмется отстаивать интересы пассажира отмененного или задержанного рейса российского перевозчика с территории РФ в страны, отказавшиеся ратифицировать Монреальскую конвенцию. То же касается и обратных рейсов из таких государств в Россию.

— Рассчитывать на «выбивание» возмещения с помощью упомянутых стартапов можно лишь в случае, если виновником срыва рейса является перевозчик из страны ЕС, — подытожили специалисты ЮА «Персона Грата».

сервис airhelp

В Росавиации, между тем, призывают не уповать на «онлайн-спасителей» и решать проблемы с авиакомпаниями самостоятельно, через действующие в РФ правовые механизмы.

— Если рассматривать деятельность стартапов в европейской юридической плоскости, то ничего плохого в них нет. Да, услуга действительно платная, но есть люди, готовые за нее платить. Речь, по сути, идет о таких себе онлайн-консультантах, которые помогают пассажирам заставить авиакомпании платить за причиненные неудобства, — прокомментировал представитель воздушного регулятора на условиях анонимности.

По его словам, описанный механизм в РФ вряд ли приживется как из-за отсутствия адекватной нормативной базы, так и из-за особенностей национального менталитета.

— Большинство россиян рассматривают авиакомпании в качестве инструмента по доставке пассажира в конечный пункт в разумные сроки. Если рейс переносится, перевозчики предоставляют еду, напитки и оплачивают ночлег. О каких-то иных компенсациях мало кто задумывается. Кроме того, в РФ нет нормативной правовой базы, на которую такие сервисы могли бы ссылаться, — заключил представитель Росавиации.

Его совет столкнувшимся со сбоями пассажирам — решение спорных ситуации в судебном порядке.

— Наши суды в подавляющем большинстве случаев выносят решения в пользу клиентов авиакомпаний, — резюмировал эксперт.


Поделиться:

Всего комментариев: 2
  • Виктор:

    Добрый день. У меня возник вопрос о возмещении авиакомпанией «Азимут» стоимости билета и других накладных расходов из за отсутствия компетентности персонала. Мою жену с младенцем не посадили на рейс Ростов-Набережные Челны из за того,что не смогли прикрепить бесплатный билет ребёнка к матери. Она вынуждена была остаться ночевать и покупать билет на стыковочный рейс не до места назначения в 10 раз дороже. Подскажите пожалуйста,как мне возместить ущерб?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

 




Столкнулись с задержкой или отменой рейса? Проверьте, сможете ли вы получить компенсацию до 600 евро!



Читайте также: