Россия обязалась выполнять Монреальскую конвенцию … через суд
Россия будет выполнять правила Монреальской конвенции, предусматривающие выплату авиакомпаниями возмещений за задержку рейса, утерю багажа и прочие причиненные пассажирам неудобства.
Принятие соответствующего решения датировано 21 августа. При этом оговоренные в документе суммы компенсаций будут выплачиваться лишь пассажирам международных рейсов, нашедших время, деньги и адвокатов для судебных баталий с перевозчиками.
По словам проинтервьюированного «РБК» представителя Минтранса, конвенция распространяется исключительно на международные рейсы (регулярные и чартерные). Внутренние перевозки под действие документа не попадут. Замглавы транспортного ведомства Валерий Окулов в беседе с телевизионщиками «России 24» обосновал это тем, что, поскольку конвенция является международной, то и распространяться она должна лишь на международные рейсы. Чиновник при этом допустил, что когда-нибудь под юрисдикцию документа попадут и рейсы отечественных компаний внутри РФ.
Присоединение к Монреальской конвенции обяжет перевозчиков платить больше за причиненный пассажирам во время полетов ущерб. Сумма выплат привязана к т.н. специальным правам заимствования (сокр. СПЗ) – искусственному платежному средству, рассчитываемому на основе корзины из четырех валют: доллара США, иены Японии, британского фунта и евро. Котировки СПЗ на 21.08.2017 – Ք83,00.
Суммы возмещений по текущему курсу СПЗ по нормативам Монреальской конвенции:
- за повреждение, уничтожение, утерю или несвоевременную доставку багажа – 1 000 СПЗ или Ք83 000 (вместо прописанного в Воздушном кодексе РФ максимума в Ք600 за кг для багажа и Ք11 000 за кг ручной клади в случае невозможности установления точной стоимости поврежденного/утраченного имущества);
- за задержку рейса – 4150 СПЗ (около Ք344 000) за каждый час ожидания вместо нынешних Ք1975 (25% МРОТ, но не более половины от стоимости билета);
- за гибель пассажира – до 100 000 СПЗ (Ք8,3 млн) вместо действующего в РФ максимума в Ք2 млн.
Нормы Монреальской конвенции позволяют пассажирам подавать иск с требованием компенсации как по месту жительства заявителя, так и по месту регистрации ответчика (действующие российские законы позволяют инициировать судебный процесс исключительно на территории регистрации перевозчика).
Спикеры «Аэрофлота» уже успели отметиться заявлением о нежелании авиакомпании добровольно выплачивать прописанные в конвенции суммы. Крупнейшее авиапредприятие страны предлагает пассажирам доказывать в суде, что, например, задержка рейса или несвоевременная доставка багажа причинили ущерб на оговоренную в документе сумму.
– Монреальская конвенция не обязывает нас добровольно выплачивать какие-то суммы при каждой задержке рейса, – пояснили в авиакомпании.
В Минтрансе разделяют мнение флагмана российского рынка воздушных пассажироперевозок.
– В РФ правила Евросоюза, предусматривающие автоматическую выплату пассажирам от €250 до €600 за каждую задержку рейса, не применяются. После ратификации нами Монреальской конвенции пассажирам для получения возмещений необходимо будет в судебном порядке доказывать размер понесенных убытков, – пояснили в ведомстве.