Монреальская конвенция в действии: на что рассчитывать авиапассажирам

Опубликовано 6.06.2018

Применение в РФ норм Монреальской конвенции стало возможным с 27 мая (именно в этот день принятые в августе-2017 поправки в Воздушный кодекс вступили в законную силу). В этом материале будем говорить о суммах, на которые могут рассчитывать столкнувшиеся с нарушениями на авиарейсах россияне.

Рассчитывать на предусмотренные документом повышенные компенсации могут исключительно пассажиры международных рейсов. Шансы на получение оговоренных в конвенции максимумов в несколько сот тысяч рублей, по словам отраслевых экспертов, мизерны. Проблемы с истребованием крупных возмещений также обещаны пассажирам всех без исключения чартерных рейсов.

Компенсации в рамках Монреальской конвенции «привязаны» к искусственному платежному средству СПЗ (акроним от «специальные права заимствования»). Курс данной денежной единицы формируется на основе усредненного соотношения евро, иены, американского доллара и фунта стерлингов. Обновление котировок производится в ежедневном режиме. Граничный объем возмещения за длительную (от 3 часов) задержку рейса установлен на уровне 4694 СПЗ (порядка ₽400 000 на момент публикации).

Получить данную сумму, по уверениям экспертов юридической фирмы «Персона Грата», практически нереально.

— В конвенции говорится о возмещении причиненного сбоем в графике вреда, а не о штрафах или денежных компенсациях, как в российском Воздушном кодексе. Это значит, что пассажирам придется предоставить весомые доказательства наличия убытков. Таковыми могут быть признаны опоздание на стыковочный рейс либо оплаченное мероприятие, сокращение оплаченного размещения в гостинице и т.п. Доказывать факт ущерба придется в суде. Кроме того, документ регламентирует максимальный порог возмещения, не устанавливая при этом порядок расчета суммы. Это значит, что никакого фиксированного штрафа за задержку вылета в конвенции нет, — пояснили в компании.

Статья 19 документа освобождает перевозчика от ответственности за задержку рейса в случае применения персоналом (экипажем) всех возможных мер для недопущения сбоя в расписании. Данная формулировка помогает авиакомпаниям избегать ответственности в подавляющем большинстве случаев. Как следствие, пассажиры чартерных рейсов, где срыв графика на 2-3 часа является ежедневной практикой, имеют близкие к нулю шансы на получение прописанных в конвенции сумм.

Тем не менее, некоторые плюсы в Монреальской конвенции всё же есть, уверяют специалисты занимающегося отстаиванием прав пассажиров сервиса Compensair. Так, по словам представителя организации Романа Гильманова, исполнить выигранные в европейских судах решения в отношении российских перевозчиков на территории РФ до последнего времени не представлялось возможным из-за непризнания нашей страной соответствующих регламентов.

— Сейчас ситуация может поменяться, что даст нам возможность активно работать по зарубежным рейсам с отечественными авиакомпаниями, — поделился соображениями эксперт.

Прогнозировать успешность взыскания компенсаций с чартерных перевозчиков Гильманов не стал.

— Лишь судебная практика покажет всем нам, как это будет работать, — подытожил представитель Compensair.


Поделиться:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

 




Столкнулись с задержкой или отменой рейса? Проверьте, сможете ли вы получить компенсацию до 600 евро!



Читайте также: