Овербукинг: что это такое и как получить компенсацию

Готовность российских властей ввести штрафы за продажу не обеспеченных посадочными местами авиабилетов (овербукинг), многочисленные скандалы с применением данной практики в РФ и беззащитность пассажиров перед произволом стремящихся максимизировать прибыль перевозчиков делают овербукинг «темой номер 1» в сообществах туристов в соцсетях и на специализированных форумах. Цель настоящего обзора – напомнить столкнувшимся с овербукингом пассажиров об их основных правах и рассказать как получить компенсацию.

Овербукинг как получить компенсацию

Овербукинг: суть явления и интерес авиакомпаний

Овербукингом именуется практика продажи большего, по сравнению с фактическим количеством кресел в салоне, числа билетов в расчете на то, что отдельные пассажиры опоздают на рейс или откажутся от перелета.

Интерес авиакомпаний заключается в максимизации прибыли (пример: продажа 55-и билетов на обслуживаемый 50-местным самолетом рейс). Иными словами, перевозчики получают деньги за фактически не оказанные услуги.

Проблемы возникают в случае прибытия на регистрацию владельцев всех проданных билетов. Разместить «лишних» пассажиров у перевозчиков нет возможности из-за отсутствия на борту необходимого количества кресел (стоячие места в самолете, как известно, не предусмотрены). Именно на этой стадии начинаются проблемы.

Урегулирование проблемы «лишних» пассажиров в разных странах

  • США. В Штатах овербукинг легализован официально. Местные перевозчики решают вопрос предложением различных «заманух» для пассажиров, начиная от начисления бонусных баллов на карту и предложением путешествия в премиальном классе на следующем рейсе – заканчивая выплатой денежной компенсации.
  • Европа. Законы Евросоюза обязывают перевозчиков выплачивать «попавшим под овербукинг» пассажирам компенсацию величиной €250-600 (размер возмещения прямо пропорционален дальности перелета). При этом если зарегистрированная в ЕС авиакомпания не пустит пассажира на рейс в третьей стране, размер предложенной компенсации может оказаться гораздо ниже.
  • Украина. Власти «незалежной» взяли на вооружение европейскую практику, обязав «своих» авиаперевозчиков выплачивать не допущенным на рейс пассажирам возмещение в размере €250-600.
  • Россия. В нашей стране в плане овербукинга царит полный беспредел, доказательством чего являются чуть ли не ежедневные публикации в СМИ о недопуске пассажиров на рейсы по надуманным предлогам. Причина такой «борзости» перевозчиков – смешные штрафы в размере ₽25 за каждый час сверхурочного ожидания рейса. Более того, авиакомпании обнаглели до такой степени, что попытались ввести практику «отфутболивания» клиентов в законодательное поле. К счастью, подобные попытки были отвергнуты властями.

На текущий момент авиакомпании и Минтранс пытаются сформировать «цивилизованные правила игры» (так, транспортное ведомство нашло возможность принудить перевозчиков согласиться на выплату пострадавшим от овербукинга пассажирам штрафов величиной от ₽8 000 до ₽20 000). Данные договоренности пока существуют лишь в форме законопроекта, дата голосования по которому в Госдуме на текущий момент не назначена.

До вступления означенных новаций в силу, пассажирам придется решать вопрос с компенсациями за овербукинг самостоятельно.

Как заставить перевозчика возместить ущерб от овербукинга

  • Собрать доказательства применения означенной практики (для этого потребуется сохранить билет, посадочный талон, багажную квитанцию, сфотографировать онлайн-табло с надписью об убытии рейса в указанное в расписании время, взять справку о недопуске на борт у представителя перевозчика и/или сотрудников аэропорта, не забыв зафиксировать процесс общения на видео). В случае, если из-за овербукинга сорвалось важное мероприятие, пропал билет на другой рейс, «сгорела» оплаченная бронь гостиничного номера и были понесены дополнительные расходы на питание/проживание/поездку, необходимо сохранить подтверждающие означенные траты документы (чеки, справки, квитанции, выписки и т.д.)
  • Составить претензию в адрес авиакомпании с требованием возмещения ущерба, присовокупив к заявлению копии упомянутых выше платежных документов (в случае, если отказ от допуска на рейс получен от зарубежного перевозчика, все перечисленные документы потребуется перевести на язык страны регистрации авиакомпании либо на английский).
  • Отправить претензию на электронный адрес перевозчика или по почте в его головной офис заказным письмом с уведомлением о вручении.
  • Выждать оговоренный в законе срок (30 дней + время, необходимое на доставку почтовой корреспонденции).
  • Получить причитающееся либо, в случае отказа или отсутствия реакции, готовиться к судебным баталиям (на этой стадии целесообразно заручиться поддержкой Роспотребнадзора и оправить жалобы на перевозчика в Росавиацию и транспортную прокуратуру).

Защита прав через суд

Российские суды, как правило, охотно встают на сторону пассажиров, заставляя перевозчиков не только возместить все понесенные клиентом расходы, но и выплатить серьезный штраф за отказ от удовлетворения законных требований на досудебной стадии.

В случае с зарубежными авиакомпаниями, судиться будет сложнее и гораздо накладнее с финансовой точки зрения. Для урегулирование вопроса с «иноземцами» лучше привлекать «поднаторевших на выбивании компенсаций» юристов специализированных организаций (например, Compensair).

Алгоритм их работы предельно прост: истребование компенсации юридическими методами (вплоть до отстаивания интересов клиента в зарубежных судах). Плата за услуги в размере 25-30% от суммы «выбитого» вознаграждения взимается исключительно по факту выигранного дела. В случае проигрыша, платить за услуги таких сервисов пассажиру не придется.


Поделиться:
Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

 




Столкнулись с задержкой или отменой рейса? Проверьте, сможете ли вы получить компенсацию до 600 евро!



Читайте также: