Какую компенсацию за задержку рейса можно получить в России

Причиненные авиакомпаниями неудобства, такие как овербукинг, отмена или перенос рейса, утеря/повреждение багажа и им подобные, должны оплачиваться. «Выбивать» компенсацию с перевозчиков в большинстве случаев приходится через суд.

Пассажиры международных рейсов могут рассчитывать на значительные суммы благодаря ратифицированной властями РФ в августе-2017 Монреальской конвенции.

Пассажирам европейских рейсов также полагаются внушительные компенсации благодаря Меморандуму ЕС №261/2004.

Самыми же незащищенными пассажирами оказались клиенты компаний, летающих внутри РФ (суммы компенсаций на внутрироссийских рейсах регулируются устаревшей Варшавской конвенцией от 1929 года). О размерах компенсаций, алгоритме их истребования и прочих связанных с выплатой возмещений нюансах будем говорить в настоящем обзоре.

Компенсация за задержку рейса

Монреальская конвенция

Данный документ, рожденный стараниями ICAO в 1999 году, действует в РФ с 21.08.2017. Заявленная миссия конвенции – унификация основных правил международных авиаперевозок. Россия выразила готовность выполнять положения документа в части выплаты компенсаций за задержку/отмену рейса, овербукинг, утерю/повреждения багажа и иные причиненные пассажирам неудобства. При этом перечисленные в конвенции суммы возмещения будут выплачиваться исключительно пассажирам международных рейсов, изыскавших время, деньги и компетентных юристов для судебных битв с перевозчиками.

Отказ от применения Монреальской конвенции к внутрироссийским рейсам замглавы Минтранса Валерий Окулов обосновал тем, что, поскольку документ является международным, то и распространяться он должен исключительно на международные рейсы.

Сумма выплат в рамках Монреальской конвенции привязана к «специальным правам заимствования» (СПЗ, англ. SDR) – искусственному платежному средству, курс которого высчитывается на основе корзины основных валют – евро, доллара, фунта и иены. Котировки SDR на 21.03.2018 — Ք83,60.

Граничные суммы возмещений по означенному курсу SDR:

  • утеря/повреждение/несвоевременная доставка багажа – SDR 1131 (₽94,5 тыс.);
  • задержка рейса по вина авиаперевозчика – SDR 4694 (₽400 тыс.);
  • гибель пассажира – SDR 113 100 (₽9,5 млн).

Положения Монреальской конвенции позволяют клиентам авиакомпаний подавать судебные иски по месту жительства, что существенно облегчает (и удешевляет) процесс взыскания компенсаций. При этом важно понимать, что указанные выше суммы являются максимальными и выплачиваются крайне редко и в исключительных случаях.

Претендовать на получение предусмотренных Монреальской конвенцией компенсаций могут пассажиры международных рейсов, осуществляющихся в государства, власти которых ратифицировали данный документ. Это значит, что на рейсы из РФ в страны вроде Туниса, Белоруссии, Вьетнама и Таджикистана нормы документа распространяться не будут.

Регламент ЕС 261/2004

Действие означенного документа распространяются на все авиарейсы всех зарегистрированных в Евросоюзе, Швейцарии, Исландии и Норвегии воздушных перевозчиков. Кроме того, рассчитывать на компенсацию могут клиенты сторонних (в т.ч. российских) авиакомпаний, совершающих рейсы в упомянутые выше государства.

Претендовать на компенсацию можно лишь в том случае, если спровоцировавшее неудобство событие произошло по вине авиакомпании. Оговоренный в законе предельный срок подачи требования к перевозчику — 3 года с упомянутой в билете даты.

Денежное возмещение положено пассажирам, рейсы которых отменены или задержаны более чем на 3 часа. Кроме того, подавать требование на выплату компенсации можно в случае несвоевременного уведомления авиакомпанией об отмене рейса (менее чем за 14 дней до даты убытия оного). Размер компенсации зависит от дальности полета и составляет

  • €250 – на рейсы протяженностью менее 1 500 км;
  • €400 – на рейсы протяженностью от 1 500 до 3 000 км;
  • €600 – на рейсы протяженностью более 3 000 км.

Добиваться возмещения в рамках Регламента ЕС 261/2004 можно как самостоятельно, так и с привлечением специалистов сервисов, специализирующихся на истребовании компенсаций с авиаперевозчиков. Средняя цена услуги – 25% от «выбитой» суммы (взимается исключительно в случае успешного решения вопроса).

Варшавская конвенция

Суммы оговоренных в данном документе компенсаций «привязаны» к Воздушным кодексам стран-подписантов и выглядят форменным издевательством в нынешних реалиях. Именно смехотворная ответственность авиакомпаний за допущенные нарушения является причиной безалаберного отношения операторов внутрироссийских рейсов к своим профессиональным обязанностям и пассажирам.

Ответственность российских авиакомпаний в рамках Варшавской конвенции

  • ₽25 за каждый час сверхурочного «просиживания» в аэропорту (данная сумма высчитывается из устаревшего размера МРОТ величиной ₽100);
  • максимум ₽600 за каждое кило утерянного/поврежденного по вине перевозчика багажа.

Исправить данное положение дел пытаются отечественные законотворцы, предлагающие различные поправки в Воздушный кодекс с целью увеличения ответственности перевозчиков. Из уже принятых инициатив можно отметить

  • крупные штрафы и пеню за отказ от добровольного удовлетворения законных требований пассажиров;
  • увеличение граничных сумм страхового возмещения в случае гибели пассажиров (именно благодаря этому родственники погибших в феврале пассажиров рухнувшего в Подмосковье Ан-148 «Саратовских авиалиний» смогли добиться выплаты компенсаций в размере ₽2,025 млн).

Вместо резюме

Как следует из всего вышеперечисленного, пассажиры российских авиакомпаний являются едва ли не самыми незащищенными в мире. Попытки отдельных парламентариев заставить отечественных перевозчиков платить больше блокируются коллегами по Госдуме. Вопрос о причине столь высокой лояльности народных избранников к отечественным авиакомпаниям остается открытым.


Поделиться:
Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

 




Столкнулись с задержкой или отменой рейса? Проверьте, сможете ли вы получить компенсацию до 600 евро!



Читайте также: